Сайты образовательных организаций Тюменской области

Урок биологии 5 класс , тема «Строение и жизнедеятельность бактерий».

Пояснительная  записка

Тема урока:   Бактерии.

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий

Задачи: Создание условий для достижения   результатов:

Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомиться с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной и животной; сформировать представления о прокариотах,

Развивающая: продолжить формировать умение ставить и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.

Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Личностных: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументируть их; работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Предметных: знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

 Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Урок «Строение и жизнедеятельность бактерий» это урок   №18 в курсе биологии 5 класса УМК В.В.Пасечник, и первый урок в теме: «Царство Бактерии. Царство Грибы».

В уроке использованы  элементы технологии:   ИКТ, которая  позволяет повысить качество обучения предмету;  отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;  выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.

Проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Технология разноуровневого обучения  – даёт учителю возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

Здоровьесберегающие технологии.  Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ .
Достоинства  применения данных технологий заключаются в следующем:

— дают возможность учащимся приобретать   осознанные знания;

— развивают  самостоятельность в учебной деятельности;

— увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;

— повышается коммуникативная культура;

— растет мотивация к дальнейшему образованию;

— повышается самооценка ученика;

— снимается психологическое напряжение ученика и учителя.

Специфика использования технологий в следующем:

— предлагается алгоритм поведения;

— предлагаются  учебные и тестовые задания на различных этапах урока;.

— учащиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.

Инновационная деятельность дает учителю возможность:

профессионального роста;

эмоциональную удовлетворенность;

возможность саморазвития;

организацию дифференцированного обучения;

прогнозирование результатов обучения;

ранней диагностики и коррекции учебных результатов.

Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий.

Учитель: Т.И. Савельева

Класс: 5 класс

УМК: В.В. Пасечник Биология: Бактерии. Грибы. Растения.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основное содержание темы: Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Учащиеся должны уметь:

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

Выделять существенные признаки бактерий.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий.

Отличать бактерии от других живых организмов.

Методы и методические приёмы: работа с учебником,  работа в рабочей тетради, работа в парах, самонаблюдение, заполнение   таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно-проблемного изложения.

Цель урока: познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями, систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности бактерий

Задачи: Создание условий для достижения образовательных результатов:

Личностных: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Демонстрировать коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывать суждения, аргументировать их;  работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Предметных: знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного,   здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

 

 

Технологическая карта урока

 

Этап урока Содержание этапа и деятельность учителя  

Деятельность учащихся

 

Форма работы

Методы работы

1  Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: проверить готовность обучающихся, их настрой на работу 

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии и я надеюсь , что на уроке вы получите только положительные эмоции. Мы закончили изучение темы «Клеточное строение организмов» и приступаем к изучению царств живых организмов. Сегодня мы приступим к изучению организмов, без которых жизнь на земле была бы невозможной. Если бы организмам давали медали , то эти организмы получили бы 5 золотых медалей

(медали вывешиваются на доску)

1 медаль «За древность» Эти организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих. 3,5 млрд лет назад. И на протяжении 1 млрд лет господствовали на Земле.

2 медаль «За микроскопические размеры» Эти организмы в 10 или даже 100 раз меньше размера среднестатистической клетки многоклеточного организма.

3 медаль «За выносливость»

Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организ­мов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций.

4 медаль «За всеядность» эти организмы освоили несколько способов питания.

5 медаль «За плодовитость»

Ни один организм на земле не размножается с такой скоростью. При благоприятных условиях эти организмы размножаются каждые 20 минут.

О каких организмах идет речь?

Сформулируйте тему нашего урока.

 

Слайд 1

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Слушают.

Формулируют тему урока.

Фронтальная

Словесный , наглядный

2  Постановка цели и задач урока.

Цель: подведение детей к формулированию цели  и постановке задач урока.

Задает вопросы.

Что вам известно о бактериях?

Что хотели бы узнать?

Это и будет целью нашего урока.

 

Слайд 2

Проговаривают известное.

Озвучивают информацию.

 

 

Фронтальная
3.  Совместное открытие знаний.

Цель: получение новых знаний.

1.      Строение бактерий.

Организует работу с учебником

— Откройте  рисунок на стр. 53.

Задает вопросы.

Что – то подобное видели? Где?

Какие органоиды видите у бактериальной клетки?

Они вам знакомы?

Зачем бактерии жгутик, какую функцию он выполняет?

Наследственный материал это органоид? Почему?

Давайте изучим текст «Строение бактерий»

Как предлагаете изучать?

(изучают текст)

Рисунок или текст полнее отражают информацию о строении клетки?

 Открывают учебник.

Озвучивают информацию о строении растительной клетки.

Рассматривают рисунок.

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Предлагают способ работы с текстом.

Изучают текст.

Рассуждают, где информация полнее.

Фронтальная

Индивидуальная

Словесный (работа с

учебником)

ч. поисковый

 

  Первичное закрепление изученного материала

Цель: организовать закрепление изученного материала

 

Давайте сравним растительную и бактериальную клетку.

Слайд 3

Клетки, не имеющие ядра, называются прокариотами.

 

Сравнивают рисунки, находят сходство и различия.

Озвучивают информацию.

Записывают определение в тетрадь.

Проговаривают термины.

 
 5.   Совместное открытие знаний.

Цель: получение новых знаний.  

1.      Продолжаем изучать наших медалистов .

2.      Работаем в парах с карточкой, которая лежит у вас на столе. Внимательно  прочитайте задание, выполните его и приготовьтесь поделиться своими знаниями с товарищами.

(учитель консультирует, контролирует работу в парах)

Работают с карточкой, изучают материал учебника, готовят наглядный материал для выступления.

 

 

 

 Парная

Словесный (работа с

учебником)

ч. поисковый

  3.  
     
   Выполняют упражнения.  
  7.Физкультминутка.

Цель: Снятие напряжения, релаксация 

  Пятки вместе, носки врозь,
присели  к  полу, как в квартире.
А теперь, все дружно встали,
Руки к поясу убрали,
Шаг всем вправо, шаг всем влево,
Все мы словно королевы.
Ноги скрестим  и раскрестим
И попрыгаем на месте,
А руками вверх и вниз,
Всем похлопаем на бис,
Фронтальная
   
8.    Совместное открытие знаний.

Цель: получение новых знаний.  

   

Предоставляет слово 1 паре.

«Формы бактерий»

Корректирует работу,  организует самостоятельную работу, благодарит за работу.

Слайд 4

 

Слушают, выполняют задание на закрепление.

Создают из пластилина  наглядное пособие «Формы бактерий»

 

.

 

Слушают, проговаривают термины.

Парная

Фронтальная

Словесный (рассказ)

Наглядный, ч. поисковый,

демонстрационный,

практический

   

Предоставляет слово 2 паре. «Питание бактерий»

Корректирует работу, благодарит за работу.

Задает вопросы.

К какому типу питания относятся эти бактерии.

— «Хоть меня не видит глаз

Заразить могу я а вас

И холерой и ангиной

Насморком и скарлатиной»

— А эти бактерии? (показывает гнилое яблоко)

 

 
 

Индивидуальная

Словесный (рассказ)

Наглядный,( ч. поисковый,

д).

 

Слушают, выполняют задание на закрепление: сравнивают, выясняют, делают выводы.

Переводят текстовое задание в графическую форму.

Парная
    Предоставляет слово 3 паре.

Корректирует работу, благодарит за работу.

Слайд 5

Задает вопросы.

Что изображено на рисунке?

Какой из этих рисунков более полно изображает процесс размножения бактерий и почему?

Дает задание на закрепление.

В зависимости от условий бактерии могут размножаться то быстрее, то медленнее. Изобразите на графике результаты исследований: В лаборатории исследовали влияние температуры на скорость размножения бактерий. Было выяснено, что  при повышении температуры бактерии начали активно размножаться, затем скорость размножения стала относительно постоянной , а при дальнейшем повышении температуры стала падать.

Индивидуальная

Словесный (рассказ)

Наглядный (ч. поисковый,

демонстрационный)

 

   
 9.  Закрепление

Цель:  проверка предметных знаний

Предлагает выполнить тест.

На столах карточки с тестом.

Слайд 7  самопроверка.

Слайд 8

Анализирует тест

Выполняют тест

Самопроверка

Принимают решение по выставлению оценки

Индивидуальная

репродуктивный

   
 10  Информация о домашнем задании.

Цель: Дальнейшее самостоятельное закрепление  полученных знаний

  1.        Дает д\з, парагр 11, проработать термины.

2.

 Записывают в дневник д\з Индивидуальная

 

11.  Рефлексивно-оценочный.

Цель: Подведение итогов, формирование личной ответственности за результаты деятельности

 Слайд 9

Я узнал…
Я научился…
Я научился…
Мне понравилось…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрёл…
Мне захотелось…
Меня воодушевило.

Слайд 10

  Формулируют конечный результат своей работы на уроке, и выбирают смайлик отношение к уроку.

 

Индивидуальная
     Благодарит за урок.  
 
    1.  

 

Список использованной литературы:

  1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В.В. Пасечник, издательство Просвещение, 2012
  3. Ресурсы сети Интернет

 

Приложения

Карточка 1

Многообразие  бактерий по форме

 

Задание. 1 Найдите    текст  на стр.52   «Форма бактерий»    изучите его, рассмотрите рисунок 28.

 

Задание 2

Зарисуйте формы бактерий , подпишите.

 

Задание 3. Расскажите товарищам о формах бактерий.

 

 

 

Карточка 2    Питание  бактерий

 

Задание 1. Найдите на стр.53 — 54   параграфа   раздел «Питание бактерий», изучите текст.

Выписать новые слова. Объяснить их.

 

 

 

Задание 2  Составьте  схему

Питание бактерий

 

 
            

 

 

 

 

Задание 3.  Расскажите товарищам о питании бактерий, используя подготовленную схему..

 

 

Карточка 3      Размножение бактерий

 

Задание 1. Найдите   в тексте параграфа стр. 54   раздел «Размножение бактерий», изучите текст.

 

Задание 2. Составьте  схему

                  Размножение  бактерий

 

 

 
Задание 3.  Используя слайд  Расскажите товарищам о размножении  бактерий.

 

 

Тест

Выберите правильный ответ.

1.Бактерии относятся к царству а)растения   б) животные   в)прокариоты       г) вирусы.

2.В клетках бактерий нет: а) ядра,   б) цитоплазмы   в) оболочки   г) всего перечисленного.

3.Бактерии – это организмы: а) многоклеточные  б) неклеточные формы   в) одноклеточные   г) все перечисленные.

4.В обиходе бактерии называют: а) вирусами  б) грибами   в) микробами   г) плесенью.

5.Бактерии живут и размножаются: а) в почве  б) в живых организмах   в) в пищевых продуктах  г) во всем перечисленном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата размещения: 06.03.2016



Свежие записи

Свежие комментарии

    Архивы

    Рубрики

    Мета